12 июля 2017 г.
На «Тавриде» состоялся «бой» тяжеловесов в области искусства
  • img

Дискуссия, состоявшаяся на Всероссийском молодежном образовательном форуме «Таврида» 12 июля, больше напоминала сражение дуэлянтов или, скажем, боксерский ринг. В левом углу ринга – народный художник России, секретарь ВТОО «Союз художников России» Сергей Гавриляченко, представляющий классическую форму искусства, в правом – книжный издатель, коллекционер произведений современного искусства Пьер Броше, отстаивающий новые течения и взгляды молодых художников. Кроме того, на «ринге» присутствовал главный специалист по современному искусству Государственной Третьяковской галереи, искусствовед Кирилл Светляков. Контролировала ход боя и сглаживала острые моменты заместитель генерального директора «РОСИЗО» Вера Лагутенкова.

Первый удар был нанесен приверженцем русских традиций в искусстве Сергеем Гавриляченко, который дал понять сопернику, что «сегодня существует только одна форма искусства — академическая»:

 «Есть одна нормирующая система в искусстве — классическая. Без нее невозможно существование иного».

Ответным ударом Пьера Броше явилось заявление, что отстаиваемые противником позиции — видение 19 века.

«Искусство — это создание нового языка, который позволяет смотреть на окружающий мир другими глазами, помогает понять его», — ответил сопернику коллекционер.

Модератор происходящего сражения задала тон коммуникативному процессу вопросом о миссии куратора, искусствоведа, работающего в классическом искусстве, а также о возможности творческого процесса художника в тенденции утрачиваемых академических основ изобразительности.

«Современное искусство показывает, что художник — это сумма опытов. Он может иметь любое образование. Дело в качестве – степени осознанности тех задач, которые ставит перед собой художник. Отсюда, есть школы традиционного искусства, есть школы современного искусства. Интересны переходы из одной школы в другую», — вступил в дискуссионную баталию Кирилл Светляков.

В вопросах о взаимодействии художника и коллекционера, о том, что в итоге считать искусством, атмосфера в зале снова накалилась.

«Мне важны впечатления, важно понимать, чем живет художник сейчас, что будет завтра. Именно это я хочу видеть в картинах. Считаю, что все работы, которые оказываются в моей коллекции, — искусство», — начал новый раунд Пьер Броше, а позже поинтересовался у главного специалиста Третьяковской галереи, возьмет ли тот его коллекцию в свои залы. Кирилл Светляков ответил одобрительно.

В свою же очередь, Сергей Гавриляченко был категоричен:

«Создавайте что-угодно, но не вторгайтесь в Третьяковскую галерею, в Пушкинский музей и Эрмитаж!»

Участники, ставшие свидетелем поединка, оставаться в стороне не желали и задали новую тональность. Многих интересовал вопрос о перспективах молодого художника в современных реалиях. Так, Марина Арзиани из Москвы отметила, что, находясь в стенах университетов студенты создают хорошие работы, но на выходе исчезают из радаров. Как же выходить на арт-рынок?

«Если вы хотите заработать, то есть слой живописи для дома и офиса, к искусству не имеющий никакого отношения. Он, как раз, для зарабатывания денег», -ответил искусствовед.

«Чтобы остаться в славе, о которой грезит художник, нужно многим пожертвовать, в том числе, пройти и через нищету», — добавил Гавриляченко.

Пьер Броше привел в пример опыт Германии, рассказав, что в Берлине существует тысяча галерей, где около 8000 художников имеют возможность демонстрировать свои работы, в то время, как в Москве организуется всего 80 выставок в год.

«Если мы не можем дать молодому художнику возможности показать себя, мы в тупике», — подытожил Пьер. На это Кирилл Светляков порекомендовал:

«Если нет галерей, создавайте сами» .

Организаторами Всероссийского молодежного образовательного форума «Таврида» — 2017 года являются Федеральное агентство по делам молодежи, подведомственное учреждение Росмолодежи ФГБУ «Роспатриотцентр» в партнерстве с Московским государственным институтом культуры.