28 июля 2017 г.
Правнук Хренникова бросил вызов молодым композиторам «Тавриды»
  • img

О развитии академической музыки на «Тавриде» с первого образовательного дня задумались молодые композиторы. Помогают им в этом Союз композиторов России, Фонд пропаганды поддержки и развития музыкальной культуры и искусства и Творческое содружество молодых композиторов и музыковедов «Могучая Кучка ХХI Века».  Согласно ожиданиям руководителей школы «Академическая музыка. Композиторы», участники, приехавшие на форум, должны проникнуться идеями «Тавриды», почувствовать общий пульс творчества всех направлений и жанров, представленных в рамках смены, поделиться своими мыслями и вступить друг с другом в диалог на тему будущего серьезного академического искусства в России. Чтобы созданные ими произведения за время недельного пребывания на главной творческой площадке страны дали сильный импульс для их дальнейшего творчества, личностного размышления и созидания в профессии.  

В качестве творческого задания 28 композиторам предложено написать вокальное произведение на основе стихотворения русского поэта Валентина Берестова «Акселерация». О деталях этой музыкальной лаборатории рассказал руководитель школы, член Союза композиторов России, лауреат международных конкурсов Тихон Хренников.

- Каковы условия предложенного участникам задания?

- Каким будет инструментарий, не имеет значения, как, собственно, и жанр. Это может быть песня, романс, гимн, хор. К финалу смены, я надеюсь, мы устроим прослушивание, где каждый композитор представит свое сочинение. Получится 28 музыкальных вариаций на тему одного стихотворения.

- В данном случае на первом месте творчество или образование?

- Я творчество ставлю наравне с образованием. У нас есть участники, которые еще учатся в училищах. Есть и консерваторские и те, которые закончили обучение. Есть и совсем опытные, у которых за плечами десятилетний опыт. Состав участников разный, но для всех это вызов.

- Как сегодня развивается академическая музыка?

- В сравнении с 90-ми – в период после развала СССР, когда молодых композиторов практически не было, сегодня ситуация исправляется.  Академическая музыка развивается. Появляется очень много талантливой молодежи в возрасте 20-30 лет. Это даже видно по «Тавриде». Если на первом форуме в 2015 году было всего 3-4 композитора, то сегодня на смене их уже около 30.

- С чем вы связываете такой рост?

- Начали появляться целые коллективы, исполняющие академическую музыку. Открываются новые площадки. Мы делаем зимой ещё один проект для композиторов «Эхо Тавриды». Сегодня проходят музыкальные фестивали не только в Москве или Санкт-Петербурге, но и в других регионах страны. Это всё — уникальная возможность для молодых авторов заявить о себе, быть услышанными. Ведь для любого композитора главное, чтобы его музыку исполняли.  «Таврида» дает большой толчок этому развитию. Здесь же еще и гранты есть. К примеру, в прошлом году, один из участников получил грант за проект по организации фестиваля современной музыки в Санкт-Петербурге. Фестиваль организован. Знаю, что в этом году также есть достойные проекты.

- Каким музыкальным произведением или нотой вы бы охарактеризовали «Тавриду»?

- «Таврида» — это нота «До», потому что с нее все начинается. Здесь мы закладываем основы, даем толчок. А если охарактеризовать произведением, то, разумеется, музыкой моего любимого талантливого прадедушки Тихона Хренникова, так как она на 90 процентов всегда была про любовь. И это все и про «Тавриду».

Стоит отметить, что еще до начала смены «Молодые композиторы, музыканты и хореографы» руководством школы был проведен конкурс, где участникам предлагалось написать пятиминутное симфоническое произведение. Поступило более 20 партитур, но только три работы отобраны для гала-концерта на церемонию закрытия смены. Это произведения Евгения Григоровича и Григория Фёдорова из Санкт-Петербурга, Алексея Чернакова из Москвы.