29 июля 2017 г.
На «Тавриде» состоялся урок юриспруденции для музыкантов
  • img

Второй образовательный день четвертой смены на Всероссийском молодежном образовательном форуме «Таврида» начался с практических знаний в области авторского и смежных прав. Молодым композиторам, музыкантам и хореографам эксперты рассказали о договорных отношениях с артистами и музыкантами, договорах, заключаемых между субъектами права, а также способах использования авторских и смежных прав.

Теоретическую основу обсуждаемого кейса раскрыла для участников начальник Нормативно-правового управления Общероссийской общественной организации «Всероссийская организация интеллектуальной собственности» Ксения Мирясова. Она рассказала о сути авторского права и смежных прав, а также объяснила разницу между этими двумя понятиями на примере субъектов -  автора и исполнителя. Отметила, что авторское право возникает сразу после создания интеллектуального продукта и в российском законодательстве регулируется Гражданским кодексом. Обсуждая вопросы договорных отношений, эксперт озвучила основные положения существующей юридической практики и её специфику: заключение договора отчуждения, при котором автор передаёт права на своё произведение другим лицам, либо подписание лицензионного договора, или договора аренды, что чаще используется на практике. Отдельный разговор был посвящен такому понятию, как «переработка».

«Всегда, когда вы используете оригинальное произведение для его переработки под свой стиль, вы обязаны добиться согласия на это у его автора. Если вы этого не сделаете, он может отсудить у вас от 10 тысяч до 5 миллионов рублей», - пояснила Ксения Мирясова.

Ссылаясь на случаи из юридической практики Советник генерального директора АО «Фирма Мелодия» Наталья Петушина более подробно остановилась на взаимодействии автора со студией звукозаписи, а также на коллективных договорах.

«Когда вы садитесь за руль, вы обязаны знать правила дорожного движения, то же и в отношении записи альбома. Когда вы его записываете в студии звукозаписи, вы должны понимать, как это сделать юридически грамотно», - сказала Наталья.

Для этого со студией обязательно заключается договор, даже если, скажем, её владелец ваш хороший друг. Без этого документа, согласно букве закона, исполнитель не сможет использовать фонограмму, созданную в звукозаписывающей компании, потому как права на нее останутся за студией.

В отношении творческих коллективов, по словам эксперта, также стоит заблаговременно задуматься о закреплении юридических прав за всеми участниками. Для этого ещё на стадии формирования группы необходимо договориться о долевом участии, чтобы в будущем избежать судебных разбирательств.

Исполнительный директор благотворительного фонда «Национальный фонд поддержки правообладателей» Наталья Гойденко выступила перед участниками от лица организации, помогающей людям творческих профессий, ветеранам культуры и искусства.

«Мы работаем для того, чтобы создавались новые объекты культуры, раскрывались новые таланты, создавались замечательные музыкальные и кинопроизведения, а ветераны культуры, посвятившие свою жизнь Родине в различных видах искусства, не были преданы забвению», - говорилось в презентации Фонда.

Сегодня благодаря этому фонду помощь получили уже более 500 человек. Ведется тесное сотрудничество с ведущими профильными вузами страны.

В финале своего выступления Наталья Гойденко анонсировала показ фильма «Вера», который состоится 22 августа на форуме «Таврида». Создан он при финансовой поддержке Министерства культуры РФ и Национального фонда поддержки правообладателей.

Участники дискуссии могли задать и свои вопросы экспертам. К примеру, музыкант из Севастополя Саша Чейз в отношении авторского права задал ситуацию, при которой автора произведения уже нет в живых, а также спросил, охраняется ли народная музыка авторскими правами.

«Авторское право сохраняется в течение 70 лет с момента смерти автора. Что же до народной музыки, то это фольклор, который авторским правом не охраняется», - ответила Ксения Мирясова.

Александр Сырчин из Калининграда, представляющий на форуме музыкальную группу «Нelloday», поднимая вопрос о плагиате, задумался над тем, как подтвердить авторство своих песен.  Эксперты отметили, что в России сегодня не существует единой базы авторских прав, «у нас просто нет регистрации собственных песен». Поэтому выходом в этой ситуации послужит депонирование авторских прав - способ фиксирования того, что в определенный момент времени ваше произведение уже существовало, и его автором являетесь именно вы. К примеру, сделать это можно с помощью почты.

Завершая встречу, Наталья Гойденко выразила уверенность в том, что многих из присутствующих на форуме мы скоро увидим на экранах и услышим по радио, а после добавила:

«Я вам всем завидую, потому что те минуты, которые вы проводите здесь, останутся с вами навсегда».