30 июля 2017 г.
«Таврида» закладывает основы для Мирового молодежного симфонического оркестра
  • img

Петя, птичка, утка, дедушка, кошка, волк…Думаете случайный набор слов? Возможно, кому-то так и может показаться на первый взгляд. Но стоит только сказать, что всё это «музыкальные» герои симфонической сказки Сергея Прокофьева, как для ценителей классической музыки данные слова приобретают особое звучание. Пьеса «Петя и волк» вот уже на протяжении 80 лет помогает молодому поколению определять различные инструменты. Так Петя превращается в струнные инструменты, где преимущественное представительство скрипок, птичка — в флейту, утка в гобой, дедушка в фагот, кошка в кларнет, а волк в валторну. Когда все они сочетаются в красоте и выразительности звука, мы говорим об оркестре.

Покоряющие сердца своей мелодикой скрипки, виртуозные и технически подвижные духовые с тёплым и мягким тембром, напоминающие раскаты грома ударные составляют основу камерного оркестра и на «Тавриде».

В рамках всероссийского молодёжного форума в 2015 году был создан уникальный коллектив — симфонический оркестр «Таврида». В его состав вошли молодые талантливые музыканты, студенты и выпускники ведущих музыкальных вузов страны. С тех пор коллектив является неотъемлемой частью и одним из самых ярких явлений не только форума, но и всей молодежной музыкальной жизни страны.  Возглавляет оркестр молодой дирижер, выпускник Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, лауреат международных конкурсов Айрат Кашаев. В перерывах между репетициями мы задали руководителю школы «Академическая музыка. Симфонический оркестр» несколько вопросов.    

— Какие задачи, как руководитель направления, вы ставите перед собой, перед участниками?

— Чтобы ответить на этот вопрос, нужно немного окунуться в историю «Тавриды». Три года назад мы были приглашены сюда, чтобы создать оркестр. Мы приехали и собрали здесь малый состав, с которым играли «Времена года» Вивальди. Всем эта идея понравилась. В прошлом году мы собрали большой оркестр и играли очень серьезную программу, состоящую из произведений русских, зарубежных композиторов, миниатюр, избранных арий, увертюр и шедевров мировой классической музыки. В этом году, понимая, что мы можем больше, я предложил программу, которую мог бы играть любой взрослый оркестр Москвы, Санкт-Петербурга, да и вообще, мира. В нее входят произведения Рахманинова, Чайковского, Римского-Корсакова. И это тот уровень, та эволюция, которая происходит за три года. За этим интересно наблюдать. Три года назад мы работали с теми, кто пришел. В прошлом - мы приглашали тех, кого хотим. А в этом году у нас был серьезнейший конкурс: на 60 мест у нас было порядка 170 заявок. И мы проводили серьезный отбор. И тот состав, который попал к нам в этом году, это состав взрослого оркестра, при этом все музыканты находятся в возрасте от 18 и до 30 лет. По сути, это молодежный оркестр, который играет, как взрослые филармонические коллективы. Итогом станет большой концерт, который состоится 1 августа, в заключительный день смены. Я уверен, что это будет праздник не только для нас, но и для всех участников форума. Для этого мы приехали сюда, для этого мы работаем каждый день по 5-6 часов, для этого ребята занимаются самостоятельно.

— Я знаю, что вы всегда перед участниками ставите ещё и сверхзадачи. Каковы они?

— Симфонический оркестр «Таврида» является основой для создания на его базе Мирового молодежного симфонического оркестра, который примет участие и станет центром всей культурной программы XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов, который пройдет в октябре 2017 года в Сочи. Проводится серьезнейший отбор на участие в этом коллективе. И часть музыкантов, которые работают здесь, поедут в Сочи. Для них это некий экзамен, первая ступень.

— Как вы оцениваете развитие этого пласта академической музыки в России, какие изменения происходят в этом развитии сегодня?

— Сегодня становится больше молодых музыкантов. Ежегодно одна только московская консерватория выпускает порядка 300 музыкантов. И им всем куда-то надо идти. Конкурс среди музыкантов беспощадный. Проблема очевидна: российским музыкантам не хватает молодежных оркестров, где бы все те, кто пока не попал в какой-то серьезный, большой коллектив, могли бы оттачивать свое мастерство.  И это при том, что подобные оркестры ежегодно создают такие мэтры, как Спиваков, Башмет, Денис Мацуев и его знаменитый фонд «Новые имена». Нужны форумы, подобные этому, нужны площадки, действующие среди сезона — с сентября по май, чтобы с ними там работали великие дирижёры, великие музыканты.

— Итальянский дирижер Артуро Тосканини однажды сказал: «Бог говорит мне, как надо играть эту музыку, а вы должны играть ее так, как хочет он».  Какая у вас философия?

— Чудесный вопрос. Артуро Тосканини — это тот дирижер, перед которым, как мне кажется, преклоняется каждый, не только молодой, но и взрослый. Для меня таким авторитетом является мой великий учитель, выдающийся дирижер Геннадий Николаевич Рождественский. Я имел счастье учиться у него в классе, имею счастье работать вместе с ним в камерном музыкальном театре имени Покровского, куда я был приглашен им. Для меня это большая честь. Я понимаю, что рожден под счастливой звездой, раз этот великий человек обратил внимание на меня. Я не могу ответить на этот вопрос словами Тосканини, я скорее ориентируюсь на Геннадия Николаевича, который всегда дает музыкантам играть. Он всегда предлагает им говорить то, что они хотят выразить музыкой. Я стараюсь перенять эту философию у него. И это неизменно дает результат. Музыкант чувствует, что ты ему доверяешь. А человек, чувствующий доверие, делает на 200 процентов больше, чем если бы он делал это из-под палки.

— Вы согласны, что для музыканта музыка – это не просто работа, это жизнь, которая складывается из набора нот?  

— Знаете, бывает я еду в метро, наблюдаю за окружающим миром и мне кажется, что метро существует для того, чтобы музыкант смог доехать на репетицию, магазин существует для того, чтобы музыкант смог купить себе вечером еду. Когда ты погружен в свое дело, весь остальной мир перестает существовать. Я бы не сказал, что жизнь — набор нот, но это точно музыка.

— Каким бы музыкальным произведением или нотой вы охарактеризовали современную Россию и «Тавриду»?

— «Тавриду» я бы охарактеризовал большим мажорным септаккордом. Россию —  первым фортепианным концертом Чайковского.