31 июля 2017 г.
На «Тавриду» пожаловала «Служанка – госпожа»
  • img

Музыковеды со всей России, изучая музыкальный материал форума «Таврида», продолжают практиковаться в написании научных статей, рецензий, пресс-релизов. Одну из таких работ представил после постановки оперы итальянского композитора Джованни Баттиста Перголези «Служанка-госпожа» участник из Санкт-Петербурга Матвей Назаров. Предлагаем вашему вниманию его рецензию на этот спектакль.   

«Первый полноценный опыт оперной постановки - с декорациями, костюмами и оркестром -  прошел удачно. Выбор пал на первую в истории оперу-буффа, написанную в 1733 году. Особенности этого жанра удачно совпали с исполнительскими ресурсами: камерный оркестр, поющие солисты - Серпина и Уберто и одна мимическая роль - слуга Веспоне. Этих сил вполне хватило, чтобы поставить итальянскую комическую оперу с нехитрым сюжетом: находчивая служанка Серпина ловкостью и хитростью заставляет жениться на себе своего господина, в одночасье становясь госпожой. 

Масштаб произведения обусловлен его историей возникновения, так как изначально оно являлось двухактной комической интермедией, которая разыгрывалась в антрактах большой, серьезной оперы (opera-seria). Композитор сумел так удачно выстроить музыкальную драматургию, что в итоге интермедия стала самостоятельным спектаклем. 

Вчерашняя постановка была вполне традиционной. Фабула, костюмы и сценография вполне соответствовали опере XVIII века. Единственными связями с современностью были темные очки Уберто, а также внешнее сходство мнимого жениха Серпины капитана Темпеста (переодетого слуги Веспоне) с капитаном Джеком Воробьем. 

Характеры героев получились несколько отличными от традиционных. Уберто в исполнении Никиты Неведицына несколько омолодился: вместо старого ворчуна, сердящегося на всех окружающих, зрители увидели плаксивого капризного молодого человека, которого надо всегда утешать. 

Певица Яна Фёдорова представила более традиционную Серпину: энергичную, хваткую и находчивую субретку, взявшую ситуацию в свои руки. 

Вокальные данные певцов, студентов РАМ им. Гнесиных, лишь подчеркнули их сюжетное взаимодействие. Неведицын не показал глубины и маститости, обычно присущей басовым партиям, но своим резким баритоново-теноровым тембром придал своей роли напряжение и своеобразность. Фёдорова была в своей роли более харизматична и направляла драматургию спектакля. 

Оркестр и дирижер были музыкантами из того же учебного заведения. Дирижер Федор Сухарников, ассистент-стажер академии, озвучил партитуру силами камерного оркестра, который удобнее было бы назвать квинтетом солистов: две скрипки, альт, контрабас и клавесин. Звучание такого состава, как нельзя лучше, соответствовало объему помещения, сопоставимого скорее не с оперным театром, а с камерным залом. Стоит отметить прекрасную работу звукорежиссеров, которые собрали воедино их звучание и выстроили хороший баланс. Клавесин звучал в основном в речитативах, сопровождая выразительные декламационные диалоги, в которых развивалось действие. Такой тип «сухого» речитатива (secco) опера-буффа заимствовала из серьезной оперы.  

Музыкальная драматургия построена очень ясно и просто: в двухактной опере всего шесть арий и два дуэта, завершающих каждый акт. В первом акте следуют подряд два номера Уберто, в которых он показан сердитым хозяином, сетующим на своих нерадивых слуг. В единственной арии во втором акте он уже представлен в более смятенном состоянии: запутанным своей служанкой и волнующимся за ее судьбу.  Серпина представлена в разных ракурсах: от кокетливой в первом акте до притворно страдающей во втором, когда она окончательно заводит в свои сети своего господина. 

Центральными номерами оперы являются два дуэта. Первый является дуэтом-ссорой, второй — дуэтом примирения. Финальный дуэт с мягким юмором и изящной музыкой никого из зрителей не оставил равнодушным - опера была вознаграждена бурными овациями. 

Такой успех не может не радовать. Он свидетельствует о том, что классическое искусство не является выхолощенной музейной реликвией, но продолжает живейшим образом волновать сердца всех поколений». 

  Музыковеды продолжат оттачивать своё мастерство на форуме, тем более информационных поводов ожидается еще немало.