8 августа 2017 г.
Клим Жуков: «Таврида — это бесценная инициатива»
  • img

       Историк, писатель, российский военный историк-медиевист,  писатель-фантаст, эксперт по средневековому оружию, реконструктор и официальный эксперт по историческому фехтованию и военному снаряжению в Гилдхоллской школе музыки и театра Клим Жуков выступил экспертом школы «Российского военно-исторического общества» на Всероссийском молодежном образовательном форуме «Таврида».

     В интервью почетный гость смены «Молодые преподаватели истории и сотрудники музеев» рассказал, каким видит развитие истории в будущем, обозначил свою позицию относительно современной системы образования и поделился секретом эффективного самообучения.

— Что для вас «история»?

— История — это не просто наука. Когда говорят «я не историк, а археолог» или, скажем, «я не интересуюсь вашими средними веками, я интересуюсь иконографией Сталина на двадцатирублевых купюрах», становится очевидным, что человек не понимает, что такое история. Это единая наука. Для нее одинаково важны, к примеру, как деревни вятичей 12 века в Москве, так и другие исторические объекты. Поэтому на этой смене, по возможности, должен быть максимальный разброс тем. Я решил остановиться на средних веках.

— Какое впечатление оставили участники смены?

— Диалектическое. С одной стороны, хорошо, что на «Тавриде» собралось такое количество историков. Мне приятно было увидеть столько молодых коллег, к которым я испытываю исключительно родственные чувства. С другой стороны, этим ребятам предстоит очень много работать самостоятельно.

— Многие эксперты сегодня отмечают кризис образования. В чем причина, по вашему мнению?

— На дворе капиталистическая общественно-экономическая формация, депрессия капитализма. И образование на это откликается. Сейчас не нужно такое большое количество специалистов, которое нужно было в Советском союзе. История, как общественная наука – это вообще очень специфическая вещь. История, если ее правильно изучать, дает совершенно точное понимание того, что происходит сегодня. Она изучает не прошлое, а настоящее, которое претерпевает становление прошлого. Всё, что происходит сейчас — результат общественно-экономических процессов, которые происходили 100, 200, 300 лет назад.

— Каким вы видите развитие истории в будущем?

— В ближайшем будущем изучение истории будет только ухудшаться. Мы получили в наследство людей 89, 91, 93-го годов, которые получили ложный заряд методологии. Эти знания передаются и следующему поколению.

— Что делать молодому человеку, чтобы прийти к истине?

— Тоже, что и всегда – самообразовываться, потому что в вузе они может быть не получили набор профессиональных приемов и такого объема знаний, который получили мы. Но они получили в руки инструмент к познанию: его нужно оттачивать каждый день, постоянно работая, образовывая себя, людей вокруг, организовывая творческие группы. Кстати, этот форум – бесценная инициатива, где собирается множество специалистов истории. Это один из выходов.

— Как вы самообразовываетесь?

— Я много читаю: специализированную литературу, историю, философию. Историк не может существовать без философии. Я уже перешёл в то состояние, когда «чукча не читатель, а писатель». Мне приходится писать, я дошел до момента, когда разбрасываю камни. Чтобы метко кидать, нужно постоянно читать то, про что ты пишешь, двигаться вперёд. Но я хочу предупредить тех, кто увлёкся наукой – нельзя замыкаться только в своей области. Как только мы замкнемся, то неизбежно покатимся вниз. Потом нам придется расплачиваться за каждое непрочитанное стихотворение, за каждую неуслышанную ноту.