12 августа 2017 г.
Кирилл Разлогов на «Тавриде» предсказал будущее кинематографа
  • img

    Всероссийский молодежный образовательный форум «Таврида» в рамках смены «Молодые режиссёры, актёры театра и кино, мультипликаторы» посетил советский и российский киновед и культуролог, президент Гильдии киноведов и кинокритиков России Кирилл Разлогов. На первой панельной дискуссии, состоявшейся в рамках образовательной программы, он заявил, что «традиционное кино сегодня умирает, превращаясь в аттракцион». Мы решили более детально поговорить о развитии отечественного кинематографа с почётным гостем, для чего пригласили его к нам на интервью.

Ввиду вашего высказывания, можно ли сегодня говорить о кризисе жанра?

– Кризис, который мы переживали в 90-ых, был социально-экономический, сегодня же кризис творческий. Кино не исчезает, оно меняет облик, следовательно, меняется и перспектива развития. В экранной культуре ситуация остаётся такой же: повествовательно рассказывающие фильмы перемещаются с экранов кинотеатров на экраны телевидения – те же самые авторы экранизируются, те же истории рассказываются, такие же звезды там снимаются. А вот аттракционная часть с её ударами по нервам, которая так интересна молодёжи, остаётся в кинотеатрах. Появляется ещё и третий формат –короткометражный, который господствует в Интернете. Как видите, экранная культура становится все более разнообразной, разноплановой.

Данный «аттракцион» – это дань моде или нечто иное?

– Погоня за сильными ощущениями. Молодое поколение всегда это любило. Раньше они читали Жюль Верна, чтобы получить эти эмоции, а теперь смотрят «экшн». Отсюда сильное влияние компьютерных игр, как индустрии. То кино, которое мы любили в юности, – интеллектуальное, философское – оно сохраняется, но в других формах, на других носителях, более экспериментально. К примеру, сейчас в Санкт-Петербурге идёт фестиваль «Послание к человеку», где представлен большой кусок экспериментального кино. Для экранной культуры, я бы сказал, ситуация безмятежная и перспективная. Для кинотеатрального показа оно немного более обострённое, не только потому, что оно аттракционное, но и потому, что происходит быстрое изменение технических данных. Меняется технология кинопоказа, мы это уже пережили с гибелью кинопленки.

Каким Вы видите будущее кинематографа?

– Будущее кино – разнообразное. С одной стороны, аттракционное кино будет продолжаться. С другой, будут большие повествовательные истории. Например, эпоха сериалов, которая наступила еще в 90-ых. Сейчас есть мнение, что наступила эпоха аттракционно-технического плана. Но до зрелости этой форме еще очень далеко. Нельзя забывать и об Интернете, YouTube со всеми миниатюрными формами, с доступностью создания фильма в любом возрасте и без особой подготовки. Экранное творчество становится аналогом владения письменной речью.

Политик Алексей Митрофанов однажды сказал, что «вы человек, который дистанцируется от общей кинотусовки». Почему так происходит?

– Позиция исследователя всегда отличается от позиции участника. Как участник, я делаю программу «Культ кино» на телеканале «Культура». В свое время, когда было легче с цензурой, я занимался эротическим кинематографом, который вдруг стало возможно показать зрителям. Потом стали показывать всё. Я защищал в теоретическом плане принцип развлечения.  Сейчас он стал господствующим. Как исследователь, я должен сохранять дистанцию, потому что я не должен лоббировать свои интересы. Я очень чётко прослеживаю границу между собой, как участником, и исследователем.

Предлагаем Вам игру в ассоциации. Мы подготовили список отечественных фильмов, составленный на основе зрительского рейтинга сайта «Кинопоиск». Ваша задача, услышав название очередного фильма, сказать, с чем он у вас ассоциируется.  И первый в списке – «Иван Васильевич меняет профессию».

– История, Иван Грозный и Гайдай.

«В бой идут одни старики»?

– Война, комедия с трагедией вместе.

«Приключение Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей»?

– Российский вариант классического произведения британской культуры.

«Собачье сердце»?

– Лучшая экранизация Булгакова, лучший фильм Владимира Бортко.

«Москва слезам не верит»?

– Легендарная картина, которая доказала, что скорее правы зрители, чем критики.

«Летят журавли»?

– Абсолютный шедевр, стечение обстоятельств.

«Служебный роман»?

– Игра с повседневностью – тонкая и остроумная.

«Судьба человека»?

– Бондарчук и этим всё сказано.

«Человек с киноаппаратом»?

– Начало советского экспериментального кино. Фильм между искусством и документалистикой. Картина, которая открыла целую эпоху.